Ставка на прорыв, Гудок

СМИ о нас
14 Июн 2013

Десять лет назад, когда создавалась компания «РЖД», транспортное машиностроение находилось в глубоком кризисе, в который оно погрузилось с начала 90-х годов. Между тем средний износ тягового подвижного состава в то время достигал по отдельным его видам 80%. Вдобавок ощущался острый дефицит локомотивов. Не хватало примерно 20% необходимого количества на выполняемый объём перевозок. Что было делать?

ОАО «РЖД» инициировало разработку и принятие государственной программы развития транспортного машиностроения, в том числе и локомотивостроения. Компания дала заказ многим предприятиям, поставив условие: производить подвижной состав нового поколения, экономичный, эффективный и безопасный.

И это буквально вдохнуло новую жизнь в транспортное машиностроение. Бизнес почувствовал, что оно может приносить хорошую прибыль и вложил миллионы долларов в модернизацию старых и создание новых производств.

– Темпы роста производства в железнодорожном машиностроении существенно превышают темпы роста в промышленности в целом, – отмечал президент компании Владимир Якунин. – Но даже такие темпы нас не могут устраивать, поскольку не компенсируют многолетней паузы в закупках подвижного состава. Более того, мы считаем, что просто обновлять парк подвижного состава – стратегически неверно. Необходимо выходить на новый качественный уровень техники, опираясь при этом на отечественное производство.

Ставка была сделана на инновационный прорыв, на трансфер передовых технологий из-за рубежа и сотрудничество с ведущими мировыми производителями. И это дало эффект. В результате появился двухсистемный пассажирский электровоз ЭП20 с асинхронными тяговыми двигателями, способный развивать скорость до 200 км/ч. Он построен на Новочеркасском электровозостроительном заводе, входящем в ЗАО «Трансмашхолдинг», совместно с французской компанией «Альстом».

На рельсы уже вышел мощный грузовой электровоз 2ЭС10 «Гранит», созданный компанией «Уральские локомотивы» совместно с немецким концерном «Сименс». Он тоже не имеет аналогов на «пространстве 1520». В этом локомотиве использовано 60% новых инженерных решений, которые ранее у нас не применялись. Нашим дорогам он очень нужен, поскольку может водить тяжеловесные поезда по участкам со сложным профилем пути без толкачей.

Стоит упомянуть и ещё об одном успешном проекте: по инициативе РЖД построен первый в мире газотурбовоз ГТ1-001, работающий на сжиженном природном газе. Запасов последнего в России много. Хотя новый локомотив стоит дороже тепловоза, его жизненный цикл обходится дешевле, поэтому инвестиции окупятся менее чем за десять лет. В 2009 году газотурбовоз установил рекорд, занесённый в Книгу рекордов Гиннесса: он провёл состав весом в 15 тыс. тонн!

Появилась в России и «Ласточка», которая создана «Сименсом» по заказу РЖД для пригородных и региональных перевозок. Это энергоэффективный и комфортабельный электропоезд. Не случайно он выбран для обслуживания участников и гостей Олимпиады в Сочи-2014. Важно и то, что «Ласточка» будет производиться в России. К 2017 году уровень локализации составит около 80%. А это значит, что заказы, работы получат десятки, а то и сотни российских предприятий.

Так что «Ласточка» ещё сделает «погоду» в нашем транспортном машиностроении.

(текст в сокращении)

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=915234&archive=2013.06.14

Все новости
Подписаться на рассылку