В интересах комфорта, Деловой квартал № 21 (784)

СМИ о нас
14 Июн 2011

Быть современным многофункциональным центром Екатеринбургу уже неинтересно. Городу нужно добавить креативности и сконцентрироваться на четвертичном секторе экономики. Это притянет и творческих профессионалов, и туристов, и инвесторов.

Бизнес-форум «Делового квартала» «Будущее города. Стратегия развития Екатеринбурга 2020» собрал более 200 собственников и топ-менеджеров уральских компаний, областных и городских чиновников, иностранных специалистов. Участники решили проанализировать, как реализуются в Екатеринбурге крупные инвестиционные, культурные и социальные проекты. Какие условия для развития бизнеса создают власти. Каким будущее города видят руководители крупнейших компаний и на какие точки роста стоит обратить внимание уже сейчас.

Город ставит на креатив

Стратегический план развития Екатеринбурга, принятый в 2003 г., пересматривался не раз. Изначально власти хотели превратить город-завод в многофункциональный мегаполис. Достичь этого удалось в середине 2000-х гг. «Екатеринбург сделал ставку не на одну промышленность, и мы пришли к тому, что в городе развивается торговля, связь, строительство и т. д.», — говорит Александр Высокинский, замглавы администрации Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам. В 2010 г. в скорректированном стратегическом плане указали: город нужно интегрировать в мировую экономику, делать ставку на комфортную среду обитания.

Но и этого уже недостаточно. По мнению гостей бизнес-форума «ДК», для успешного развития Екатеринбургу необходимо формировать четвертичный сектор экономики, который производит и распространяет информацию. Это значит — опираться на креативные индустрии: рекламу, архитектуру, дизайн, развлекательное программное обеспечение (компьютерные игры), кино и видео, музыку, Интернет и т. п. «Сегодня достаточно успешных примеров трансформации городов в креативные территории. Ставка на повышение творческого потенциала населения обеспечила им прорывное инновационное развитие во многих областях экономики и социальной жизни, — комментирует Михаил Ходоровский, генеральный директор Группы Синара. — Креативность городов уже стала обычным понятием, и даже определился ее количественный критерий — от 8 до 15% жителей должны быть заняты в творческой сфере».

Исследователи-урбанисты доказывают: чем креативнее город, тем быстрее растет его экономика. В Великобритании в 1998 г. было даже создано специальное государственное агентство, развивающее творческие индустрии. Именно они (особенно интернет-технологии, производство ПО, архитектура, дизайн) достигают в мегаполисах мира наивысшего уровня капитализации. Лидером четвертичного сектора считаются США, эталоном — «Силиконовая долина». Крупные европейские города, особенно скандинавские, тоже переориентировались в сторону креативности. Городская среда там сформирована с оглядкой на творческих специалистов — крайне работоспособных, активных в свободное время и уже не разделяющих традиционные ценности: им неинтересно иметь одну-единственную запись в трудовой книжке, нормированный рабочий день и проводить вечера перед телевизором в кругу семьи.

«В креативных городах неотъемлемой частью экосистемы становятся помимо офиса и дома так называемые «третьи места»: кафе, галереи, музеи, театры», — поясняет г-н Ходоровский. Ник Ильин, вице-президент Global Culture Asset Management Group, добавляет: чтобы Екатеринбург стал привлекательным для молодых и креативных жителей, нужно постоянно проводить культурные мероприятия — отдача будет колоссальной. «Так, в Бильбао, в Испании, в 1997 г. построили музей современного искусства. Это дало огромный импульс туризму и экономике города. Вложения окупились уже через три года», — приводит пример г-н Ильин.

Как отмечает г-н Высокинский, власти Екатеринбурга хотели бы создать подобный музей на базе строящегося международного выставочного центра. «Проект поддержит круглогодичное существование выставочника «Екатеринбург-ЭКСПО», будет точкой притяжения и поможет увеличить приток туристов. Мы зациклились на расстреле царской семьи. Многие предприниматели, кто привозил делегации в город, сталкивались с этой проблемой. Ганину Яму по третьему разу видеть уже никому не хочется», — аргументирует эксперт. На форуме «ДК» Александр Высокинский предложил представителям «Екатеринбург-ЭКСПО» сделать крупнейший в стране музей технологий. Выставлять образцы старой техники — автобусы и трамваи, которые ходили по улицам города, металлообрабатывающее и горнодобывающее оборудование заводов и т. д.

Хосе-Антони Асебильо Марини, главный архитектор Барселоны, которого «Корпорация развития Среднего Урала» пригласила разрабатывать проект будущего Екатеринбурга, убежден, что для успешного креативного города необходимо сочетание «Трех Т» — таланта, технологий и толерантности. Плюс город должен быть открыт для мигрантов — тоже творческих и талантливых. Гендиректор ИК «Высокие технологии» (основана в Перми) ВЛАДИСЛАВ САУЛИН согласен: «Два года назад мы планировали перенести головной офис в Москву. Но соотношение цена — качество у столичных офисов не выдерживает критики. Начали рассматривать другие мегаполисы, остановились на Екатеринбурге. Город компактный, рынок труда очень развит». Эксперты считают, что именно молодые творческие кадры в перспективе и выведут Екатеринбург на новый уровень. «Трудно объяснить человеку, зачем ему жить в городе, крадущем время, здоровье, жизнь. Идеи создания комфортных городов появляются именно для того, чтобы обеспечить мегаполисы в будущем главной ценностью — человеческими ресурсами», — комментирует Михаил Ходоровский.

Оживить центр

По мнению екатеринбургских бизнесменов, развивать четвертичный сектор нужно с создания комфортной городской среды. Ряд предложений на бизнес-форуме «ДК» оказались связаны с пересмотром градостроительной концепции. Как объясняет в своих работах американский урбанист Ричард Флорида, в креативных мегаполисах центр отдан творческим специалистам: он застроен офисными зданиями и высот­ками с апартаментами, клубами, ресторанами, галереями и т. д. А представители среднего класса, не занятые в креативных индустриях, уезжают на окраины, застроенные малоэтажным жильем, с развитой инфраструктурой — там темп жизни более размеренный.

Как говорит Валерий Ананьев, генеральный директор НП «Управление строительства «Атомстройкомплекс», в разных районах Екатеринбурга есть масса ветхих зданий, в том числе трущоб, эти территории надо застраивать новыми домами. А жителей бараков переселять в другие районы — тоже во вновь построенное жилье. «Масса территорий пригодна для строительства. К примеру, направление на Кольцово, вдоль магистрали. В микрорайоне Академическом также есть земля, которую «Атомстройкомплекс» сейчас развивает. Почему бы не использовать эти территории для переселения людей из пятиэтажек в комфортное жилье?» — рассуждает г-н Ананьев.

Эксперты также предлагают вынести из центра города промышленные предприятия, а новые малоэтажные районы строить в городах-спутниках Екатеринбурга — Среднеуральске, Березовском и др. «Вот там-то школы, теплотрассы и очистные сооружения уже есть. Их можно и нужно реконструировать, тогда не придется создавать все заново», — аргументирует Валерий Ананьев. Эксперт убежден: если сейчас бросить все усилия и средства на модернизацию отсталой инфраструктуры, жилые окраины будут конкурировать с центром Екатеринбурга по престижности.

Дмитрий Калаев, советник министра экономики Свердловской области, считает, что отдельное внимание следует уделить качественному арендному жилью — для экспатов и приезжих российских специалистов из других регионов. «Иначе рассчитывать на приток квалифицированных кадров в город бессмысленно. Многие жалуются, что в Екатеринбурге сдают жилье или низкого, или высокого класса, а среднего не хватает», — добавляет он.

Экономика на скорости

Чтобы двигаться дальше, Екатеринбургу нужно создавать зоны опережающего экономического роста. Как поясняет г-н Высокинский, власти города уже не рассматривают соседей — Пермь и Челябинск — как конкурентов, а видят в них партнеров. По мнению чиновника, 200 км, которые разделяют Екатеринбург и Челябинск, не помешают развитию единого пространства этих городов. «Рано или поздно Челябинск и Екатеринбург станут агломерацией. Фактически мы получим третий федеральный город после Москвы и Петербурга», — отмечает вице-мэр Екатеринбурга. Он предлагает ускорить процесс: пустить между городами скоростной поезд и создать на границе областей зону для совместного развития бизнеса. Однако челябинцы объясняют эту идею своих соседей экономическим эгоизмом: екатеринбургский бизнес исчерпал внутренние ресурсы и ищет новые территории. В Челябинске считают агломерацию невыгодной.

Г-н Марини полагает, что Екатеринбургу нужно сделать ставку на логистику. По его словам, России мало имеющихся 25 городов-миллионников. «Москва не должна быть единственным мегаполисом, России нужно иметь еще один сопоставимый по значению центр между Лондоном и Шанхаем. И Екатеринбург может стать новым международным логистическим хабом», — уверен он.

Испанский архитектор предупреждает: страны Евросоюза финансируют программу создания Северного морского коридора (Northern Maritime Corridor), благодаря которому расстояние между Роттердамом и Токио по морю сократится до 14 тыс. км. Произойдет это уже через 5-7 лет. В результате логистический потенциал средиземноморских портов исчезнет, российских — возрастет. «Но вы в России ничего при этом не делаете, — недоумевает Хосе-Антони Асебильо Марини. — А Екатеринбург сможет связать Западную Европу и Китай в горизонтальной плоскости и северные моря с южными — в вертикальной. Здесь пересекутся сухопутные и морские пути. Этими преимуществами необходимо воспользоваться, тогда можно будет говорить о появлении нового международного хаба. Стратегию города нужно выстраивать именно в этом ключе».

Идею превратить Екатеринбург в транспортно-логистический центр Урала и Западной Сибири продвигает и Валерий Савельев, председатель совета директоров AVS Group. По его мнению, для этого у города есть все: выгодное географическое положение, авиахаб, железнодорожный узел. Если к ним добавятся высокоскоростные магистрали, которые обещает РЖД, то приток инвестиций в город резко вырастет. Правда, разработка стратегии логистического развития Свердловской области на 2020-2030 гг., которая велась до кризиса, заморожена. «В этом году мы выходили с предложением к властям возобновить работу, — говорит г-н Савельев. — Ждем ответа».

Развивать на свои

Городские власти четко дают понять бизнесу: бюджетных денег на все проекты нет. «Мы говорим спасибо бизнесу за тот город, который сейчас есть, но, когда начинаются перечисления, что нужно сделать в Екатеринбурге, возникает вопрос, кто за это все будет платить», — комментирует Александр Высокинский. По его словам, при распределении бюджетных средств власти в первую очередь уделяют внимание социальной сфере — строительству детсадов, школ, новых транспортных развязок.

Представители крупных компаний в основном просят содействия города в продвижении проектов: за деньгами для масштабных начинаний они идут к региональным или федеральным властям — и к инвесторам. Так, рассказывает Александр Петров, председатель совета директоров холдинга «Юнона», региональный фармацевтический кластер объединит производителей препаратов и медтехники, НИИ, оптовые компании и конечных потребителей — клиники. До 2020 г. кластер планирует привлечь 1 млрд евро инвестиций и получить совокупную выручку в размере 2,5 млрд евро. В ближайших планах — создать на базе фармкластера филиал «Сколково». Соглашение об этом будет подписано в июле, во время выставки «ИННОПРОМ-2011», уточняет г-н Петров и добавляет: «От властей нам нужна только моральная поддержка».

Кластер информационных технологий, тоже создаваемый в регионе, развивается силами бизнеса, который намерен довести долю IT в ВРП до 10%. Екатеринбургская компания ASK Labs в конце мая стала резидентом «Сколково» — без помощи властей. По словам IT-продюсера Евгения Шароварина (инвестирует личные средства и деньги венчурных фондов в перспективные стартапы), сегодня интересных проектов — десятки. «Наша задача сделать так, чтобы их число измерялось сотнями», — говорит он. Екатеринбург способен стать центром IT, известным на мировом уровне, а местные компании — успешными на глобальном рынке. Для этого опять же нужна комфортная среда обитания и привлечение в город профессионалов — из Челябинска, Кургана, Новосибирска, Москвы, Шанхая, Тель-Авива и др. «IT-предприниматели, частные инвесторы, прогрессивные чиновники и преподаватели вузов хотят, чтобы Екатеринбург стал городом «ботаников» — умных, молодых, богатых, непьющих, инициативных, желающих делать здесь бизнес мирового уровня», — делится наблюдениями г-н Шароварин. От властей IT-сектор ждет одобрения строительства специализированного офисного центра и создания велодорожек. «Айтишники любят велосипеды», — поясняет Евгений Шароварин.

Привлечь в город инвестиции и новые высококвалифицированные кадры может и грамотный бренд Екатеринбурга. Здесь от местных властей больших вложений не требуется. «За это пытаются браться различные уровни власти, и, наверное, это правильно. Но должна быть нечиновничья служба заказчика — группа людей, которая целенаправленно работает со смыслами, — рассказывает Илья Удачин, совладелец компании «Удачин и партнеры». — Я этим занимаюсь сам, потому что мне интересно разобраться, соединить новые смыслы Урала». Как заключает Юрий Ступак, гендиректор ТК «Лорри» и сторонник развития логистики, глобальное позиционирование Екатеринбургу действительно необходимо. «Его создание стоит отдать на аутсорсинг российским и иностранным коммуникационным агентствам. Рассчитывать на свои силы, пытаясь сэкономить, нера­зумно — экономия выйдет боком, — считает г-н Ступак. — Городские и областные власти должны всего лишь четко обрисовать цели и задачи».

Екатерина Стихина

http://dkvartal.ru/ekb/magazines/dk-ekb/2011/n21/v_interesakh_komforta

Все новости
Подписаться на рассылку