Управление рисками в условиях кризиса, Журнал «Банковское дело» №7
Руководители финансовых организаций придерживаются разных взглядов на управление рисками. Но очевидно, что, например, управление риском ликвидности и процентным риском является актуальной и повседневной практикой для любой кредитной организации. Как внедряют банки различные инструменты управления рисками, учитывают ли они оценки рейтинговых агентств – на эти и другие вопросы отвечают руководители и специалисты финансовых служб.
Какие изменения с учетом кризиса целесообразно внести в документы международных организаций, в частности Базельского комитета, для построения более адекватной системы управления рисками?
М.Я. ХОДОРОВСКИЙ, председатель Совета директоров ОАО «СКБ-банк»: Изменение макроэкономических условий, несомненно, заставляет задуматься о необходимости корректировки документов международных организаций, в том числе Базельского комитета. Однако в отношении Базеля II нельзя говорить о назревшей острой потребности изменений, так как, по сути, его внедрение началось совсем недавно и только в тех банках, которые вели международную деятельность. Это означает, что у подавляющего большинства российских банковских институтов не было никакого стимула для введения базельских принципов. Кроме того, следует отметить, что основная часть усилий банков и регулирующих органов была в последнее время направлена на внедрение Компоненты I, которая количественно регламентирует уровни риска и достаточности капитала. Внедрение Компонент II и III добавило бы очень важный качественный аспект к управлению рисками, помогло построению и поддержанию доверия к банкам благодаря их открытости и прозрачности. Это также может способствовать предотвращению многих проблем и трудностей, с которыми столкнулась наша банковская система в условиях кризиса.
Как вы оцениваете такие инструменты управления рисками, как стресс-тестирование, моделирование ситуаций? Применяются ли они в вашем банке?
М.Я. ХОДОРОВСКИЙ: Сегодня стресс-тестирование – необходимый инструмент управления рисками. СКБ-банк применяет стресс-сценарии, учитывающие большое количество факторов, что позволяет превентивно предпринимать шаги для предупреждения реализации чрезмерного риска и сохранения капитала. Следует подчеркнуть, что результаты стресс-тестирования зависят и от адекватности используемых моделей. Поэтому, несомненно, данный инструмент полезен, но требует тщательной калибровки и выстраивания сложных зависимостей при моделировании ситуаций.
Какие изменения внесены в лимитную политику (риски по контрагентам) вашего банка в условиях кризиса?
М.Я. ХОДОРОВСКИЙ: В связи с экономическим кризисом были внесены существенные коррективы в действующую в банке систему управления рисками, в том числе в лимитную политику. Предпринятые изменения направлены в основном на адаптацию существующих моделей установления лимитов к сложившимся реалиям рынка. Вследствие снижения «аппетита к риску» ужесточены подходы к установлению и сопровождению лимитов риска на портфели активов, отраслевые лимиты и лимиты на отдельных контрагентов.
Насколько адекватно оценивают риски рейтинговые агентства? Учитывает ли ваш банк в своей практике эти оценки?
М.Я. ХОДОРОВСКИЙ: Рейтинговые агентства, на мой взгляд, оценивают риски с высокой степенью достоверности. Во-первых, в распоряжении аналитиков агентств находится большой объем информации, поскольку они осуществляют непрерывный мониторинг рыночной ситуации. Кроме того, у серьезных агентств накоплен большой опыт в методологии оценок. Что касается наличия таких рейтингов у СКБ-банка, то это безусловное свидетельство признания открытости и высокого уровня транспарентности нашей отчетности. В период кризиса мы неоднократно были свидетелями банкротства ряда компаний, которые имели достаточно высокие международные рейтинги. Именно поэтому в деятельности СКБ-банка при оценке финансового положения клиентов мы не полагаемся целиком на присвоенные рейтинги, но, безусловно, учитываем их с поправкой на результаты собственных моделей и методик.
Подготовил Сергей ХОРОШЕВ