Ионное укрепление: учёные создали методы упрочнения деталей машин и инструментов, Гудок

СМИ о нас
03 Окт 2010

Специалисты столичного Института электротермического оборудования (ВНИИЭТО) предложили для термообработки поверхности зубчатых колёс локомотивов и других быстро изнашивающихся частей механизмов применять способ ионного азотирования. Как рассказал «Гудку» заместитель директора этого института Максим Карпенков, разработанная его сотрудниками оригинальная технология позволяет сократить время обработки деталей в два – четыре раза по сравнению с газовым азотированием. При этом расход электроэнергии уменьшается в полтора – три раза, а аммиака – в 20–50 раз. Тем самым обеспечивается экологическая чистота производства. Кроме того, высокое качество обработки поверхности металла ионами азота позволяет обходиться без финишной шлифовки деталей. По расчётам учёных ВНИИЭТО, ресурс работы упрочнённой по новому методу поверхности возрастает в 2–5 раз по сравнению с обычной закалкой. Ионное азотирование может также заменить гальванические процессы нанесения коррозионно-стойких покрытий, например хромирование, в случае агрессивных сред или при стопроцентной влажности воздуха. Стойкость режущего инструмента после такой обработки увеличивается в четыре раза. По словам Максима Карпенкова, новая технология подходит для изготовления высокоточных тяжело нагруженных деталей, в частности зубчатых колёс с внутренним зацеплением от 0,5 до 10 мм, штоков гидроцилиндров, клапанов и др. Упрочнять с её помощью можно фрезы, свёрла, метчики и другие инструменты, а также пресс-формы для литья алюминиевых сплавов, пластмасс, стеклопластиков и резины. Для применения новшества специалисты института разработали установки ионного азотирования и ионной цементации различных размеров, мощности, используемой силы тока и других параметров. Процесс обработки деталей проходит в нагревательной камере при номинальной температуре 600 градусов. Предусмотрены системы водоохлаждения, вакуумные и газовые насосы, другие агрегаты. Одними из первых данный метод опробовали на заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме (Свердловская обл.). Здесь таким образом упрочняют поверхность зубчатых колёс локомотивов. По отзывам машиностроителей, новая технология, помимо экономического эффекта, обеспечивает повышенную надёжность работы ответственных узлов техники.

Андрей Стрельцов

http://www.gudok.ru/sociaty/obrazovanie/?pub_id=364598

Все новости
Подписаться на рассылку