Основная задача — создавать энергоэффективные и экологичные локомотивы

СМИ о нас
28 Авг 2019

Как развивается мировой рынок железнодорожного машиностроения РБК+ рассказал генеральный директор торгового дома СТМ Антон Зубихин

- Что сегодня отличает отечественный рынок локомотивов?

Интерес к применению газомоторного топлива на железнодорожном транспорте растет. В последние несколько лет активно развиваются инновационные проекты РЖД в этом направлении, в которых принимает участие и холдинг «Синара - Транспортные Машины».

Мы являемся своего рода первопроходцами в данном направлении. В России требуется не только создавать сами газомоторные локомотивы, но и развивать газозаправочную инфраструктуру. Ее дефицит сдерживает применение локомотивов такого типа. У нас заключено трехстороннее соглашение с РЖД и Газпромом, в соответствии с которым Газпром сегодня активно инвестирует в развитие газозаправочной инфраструктуры. За этим будущее железных дорог.

Совместно со стратегическим партнером РЖД холдинг СТМ выпустил газотурбовоз мощностью более 8 МВт, который сейчас успешно эксплуатируется на Свердловской железной дороге. Планируется, что Российскими железными дорогами будут приобретены еще 23 аналогичных газотурбовоза. В РЖД также рассматривают возможность применения газотурбовозов на Северном широтном ходе и в дальнейшем – на Байкало-Амурской магистрали.

- Каков потенциал роста этого сегмента рынка?

- Мы предполагаем, что общее количество газотурбовозов на российских железных дорогах к 2030 году составит более ста единиц. Это достаточно серьезный объем. Параллельно развивается рынок маневровых газотепловозов, газовых локомотивов, газомоторных локомотивов. В прошлом году на Петербургском экономическом форуме мы заключили договор с дочерней структурой Газпрома – «Газпромтрансом». До 2024 года мы должны поставить им 24 газомоторных локомотива. Первый локомотив уже изготовлен и будет продемонстрирован на выставке «Экспо-1520» в Щербинке 28 августа.

Интерес к продукции такого типа проявляет не только Газпром и РЖД, но и другие крупные российские компании. Это, к примеру, СУЭК, НОВАТЭК, Магнитогорский металлургический комбинат. Мы следим за тем, как газ применяется на железнодорожном транспорте в Соединенных Штатах Америки, Индии, других странах. У технологии, разработанной холдингом «Синара - Транспортные машины», есть достаточно серьезный экспортный потенциал.

- Кроме железнодорожных предприятий, кто сегодня ваши партнёры и потребители продукции?

- Мы закрываем потребности российских промышленных предприятий в маневровых тепловозах более чем на 80%. Локомотивы приобретают промышленные гиганты – Новолипецкий металлургический комбинат, Северсталь, Магнитогорский металлургический комбинат, СУЭК и многие другие компании. За 2018 год мы поставили для металлургических комбинатов продукцию более чем на 12 млрд. руб.

Горизонт планирования у промышленных предприятий составляет от трех до пяти лет. Мы уже сейчас укомплектованы контрактами на весь следующий год. Основная задача – предложить промышленности новые виды локомотивов, энергоэффективные и экологичные. На выставке в Щербинке презентуем принципиально новую линейку локомотивов. Это двухдизельный тепловоз ТЭМ-10 мощностью 1200 л. с., двухдизельный тепловоз ТЭМ14М мощностью 2400 л. с. и тепловоз с гидравлической передачей ТГМК-2, который очень востребован в промышленности. Мы предлагаем предприятиям современную линейку локомотивов различных мощностей. Например, сахарные комбинаты и предприятия малой промышленной мощности нуждаются в локомотивах мощностью до 500 л. с., а серьезные металлургические комбинаты приобретают мощные машины от 1200 л. с. и более.

- Вы упомянули про энергоэффективность и экологичность. Что еще важно клиентам?

- Ментальность заказчиков меняется. Абсолютным приоритетом сейчас является переход на так называемый Life-Cycle Costing – расчет стоимости владения в течение всего периода использования. Срок службы локомотива составляет около сорока лет, и клиенту важно понимать, что он покупает локомотив не по цене приобретения, а по цене приобретения и владения в течение этого периода времени. При таком подходе учитывается стоимость обслуживания и потребления дизельного топлива на протяжении всего жизненного цикла. РЖД уже закупает локомотивы на базе контрактов жизненного цикла. Промышленные компании тоже начинают ориентироваться именно на такой подход.

Не менее важна энергоэффективность. Для локомотивов она рассчитывается на основе потребления дизельного топлива и масла. Мы ставим себе цель разработать новые серии локомотивов, которые будут потреблять на 20% меньше топлива, чем машины предыдущих серий.

- Как вы оцениваете потенциальные объемы поставок локомотивов для промышленных предприятий?

- Объем заказов промышленных локомотивов будет увеличиваться. Износ парка в этой сфере очень велик. В предыдущие годы мы наблюдали, как промышленные компании продлевали срок службы старых локомотивов. Для нас это означает только одно – отложенный спрос. Несомненно, до 2025 года спрос на промышленные локомотивы будет только расти. Невозможно бесконечно использовать устаревшую технику. Наша задача – дать рынку всю линейку локомотивов с дифференцированным ценовым предложением, для абсолютно разных заказчиков. В том числе для малых предприятий, так называемых ППЖТ - предприятий промышленности и железнодорожного транспорта.

- Как планируется расширять клиентскую базу?

- Мы экспортируем до 30% производимой продукции. У нас открыто представительство в республике Куба, там реализуется огромный проект. Есть представительство в Буэнос Айресе, которое закрывает потребности не только Аргентины, но и других стран Латинской Америки. В ближайшем будущем мы откроем представительство в Индии. Эта страна является для нас безусловным приоритетным направлением. Учитывая параметры программы Make in India, планируем создать производство с глубиной локализации около 50% на территории этой страны. Сейчас идёт ряд тендерных процедур, и мы надеемся на победу.

Прежде всего, на рынок Индии планируем выйти с проектом производства путевых железнодорожных машин. Они предназначены для строительства, обслуживания и ремонта железнодорожных путей. Это очень востребованный в Индии сегмент. Сейчас страна ежегодно тратит на железнодорожные путевые машины около $1 млрд.

Здесь мы тоже работаем совместно с РЖД, так как владеем 75% акций группы компаний «Ремпутьмаш».

- В какие еще регионы мира распространится экспансия холдинга?

- В проработке у нас более 40 стран. Приоритетные направления – Латинская Америка, Юго-восточная Азия, Африка и Ближний Восток.
Все новости
Подписаться на рассылку